Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста 
 Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР 
 тема «Признаки ранней весны» 
с использованием интерактивной доски 
Образовательная область «Познавательное развитие» 

 

Педагог: учитель-дефектолог Прохорова Кристина Владимировна, первая кв. категория 

Дошкольное отделение МОУ «СОШ № 13» города Копейска, Челябинской области 

2018-2019 учебный год 

 

Цель: сформировать знания детей о весенних месяцах и о весенних изменениях в природе. 

 

Задачи: 

К.О.: обобщить знания детей о весенних месяцах, о последовательности времен года (через работу «вопрос-ответ»), расширить знания о признаках ранней весны (через д.и. на доске «Весенний признак или нет?») учить умению дифференцировать признаки зимы и весны (через д.и на доске «Подарки зиме и весне»). 

К.Р.: развивать и активизировать у детей умение отвечать полным предложением (через работу «вопрос-ответ»), развивать слуховое и зрительное внимание, образное мышление, целостного восприятия (через работу с разрезными картинками), продолжать развивать пространственную ориентировку на плоскости (через работу на фланелеграфе). 

К.В.: воспитывать у детей интерес к занятию, бережному отношению к природе, уважению друг к другу и терпению выслушать. 

 

Активизация словаря: март, апрель, май, набухают, почки, проталины, ледоход, весенняя капель, перелетные птицы, подснежник, скворечник, скворец 

Предварительная работа: чтение рассказов (русская народная сказка «Как Весна Зиму поборола»русская народная сказка «Зайкина избушка»), чтение  стихов  о весне и беседа по содержанию (А. Барто, Т. Дмитриев, И. Токмакова, Е. Карганова), пальчиковые игры (Н. Нищева) 

 
Методы и приемы: создание проблемной ситуации, загадка, вопрос-ответ, разрезные картинки, физические минутки, работа с интерактивной доской. 
Материалы и оборудование: интерактивная доска, стилус, презентация, разрезные картинки в конвертах на каждого ребенка – признаки весны, фланелеграф, картинки (голое дерево, ребенок в зимней и ребенок в весенней одежде, ручей, проталины, подснежники, розы, скворец, скворечник, снегирь, кормушка, солнце). 

 

Список литературы: русская народная сказка «Как Весна Зиму поборола»русская народная сказка «Зайкина избушка», А. Барто, Т. Дмитриев, И. Токмакова, Е. Карганова – стихотворения о весне, Н. Нищева «Веснянка» - ритмическая минутка. 

Ход НОД:

 

Часть занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная.

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

 

 

Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Вы знаете его?

У Лунтика такая проблема: он совсем не знает времена года. И что в какое время года бывает.

Поможем нашему Лунтику?

Здравствуйте!

 

 

Это лунный гость.

 

 

 

 

Да!

Основная.

Загадка.

 

 

 

 

 

 

 

Месяцы весны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрезные картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной доской «Весенний признак или нет?»

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка «Руку правую вперед»

 

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной доской «Подарки зиме и весне»

 

Работа с фланелеграфом

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла …..?

Молодцы!

А назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы.

Март, апрель, май – это…?

Арина, назови месяцы весны.

Скажите, пожалуйста, а какое время года было до весны?

А наступит после весны?

А какое время года сейчас?

А вот сейчас вы мне докажите, что сейчас время года весна. Садитесь на свои места.

Загляните в конверты и соберите разрезную картинку, какой же признак весны вам попался?

Говорим полным предложением и начинаем со слова «Весной…»

 

 

 







Солнышко, солнышко





Золотое донышко!





Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

Прилетело сто грачей,



И сугробы тают, тают,

И цветочки вырастают!



Молодцы!

Садитесь.

А теперь внимательно посмотрите на доску. Мы будем с вами определять, какой же признак спрятался: весенний или нет. Выходим по очереди к доске. (Педагог вызывает детей по очереди и дает в руки стилус, если признак весенний – то оставляем картинку, если нет – зачеркиваем).

Руку правую вперед, а потом ее назад.
А потом опять вперед и немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поварачиваем круги 
И в ладоши хлопаем вот так. (и т.д.)

А теперь мы с вами подарим подарки зиме и весне.

Вставайте друг за другом.





А сейчас мы с вами создадим весеннюю картину. (Внизу, вверху, правый верхний угол).

 

 

 

 

 

 

 


Весна.

 

Март, апрель, май, ты, мой друг, не забывай.

Весенние месяцы.

 

Март, апрель, май.

 

 

Зима.

Лето.

Весна.

 

 

 

Садятся.

 

 

 

Собирают.

 

 

Отвечают полным предложением, например: «Весной на деревьях набухают почки». Каждый ребенок высказывается.

 

Поочерёдно выбрасывают

руки вверх

Покачивают туловище со сцепленными

над головой руками

2 раза прыгают на двух ногах

Бег на месте

Взмахи руками, как крыльями

Медленно приседают

Ладошки разводят в стороны в форме цветка

 

Садятся.

Дети выходят по очереди, касаются стилусом доски и отвечают, весенний признак изображен или нет.

Отвечают.

 

 

 

 

Дети выполняют движения.

 

 

 

 

 

 

Дети встают друг за другом и с помощью стилуса раздают признаки зиме и весне.

 

Дети выходят по очереди и выбирают подходящую картинку и крепят на фланелеграфе.

Заключительная.

Подведение итога.

Ребята, вы большие молодцы. Лунтик говорит вам огромное спасибо. Вот только давайте напомним ему, какое же сейчас время года?

А весенние месяцы?

А что бывает весной?

 

Радуются.

 

 

 

Весна.

Март, апрель, май.

Солнышко не только светит, но и греет.

Звенит весенняя капель.

Бегут ручейки.

Появляются проталины.

На реках ледоход.

На деревьях набухают почки.

Возвращаются перелетные птицы.

Появляются первые цветы – подснежники.

Дети с родителями мастерят скворечники.