Персонифицированная программа

повышения квалификации учителя-дефектолога

Прохоровой Кристины Владимировны


Пояснительная записка

На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. По данным ЮНЕСКОв странах Европы дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России   - всего  лишь 8%.  Это и объясняет повышенный интерес в России к вопросам непрерывного образования, в том числе и к разработке и исполнению персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.

Под персонифицированной программой следует понимать, с одной стороны, систему мероприятий, направленных на реализацию повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны, – стратегический инструмент профессионального образования взрослых, позволяющий активизировать творческую инициативу сотрудников, направить интеллектуальную и духовную энергию человеческих ресурсов на эффективную реализацию миссии образовательного учреждения.

Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.

Одной из форм развития профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения является разработка и исполнение персонифицированных программ повышения квалификации.

Персонификация – это многосмысловое понятие. Это понятие права раз в три года (согласно Закону «Об образовании в РФ») повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель дошкольного образовательного учреждения ставит перед педагогом, ответственность за предоставление по результатам ожидаемого продукта.

Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.

Данная персонифицированная программа учителя-дефектолога разработана в соответствии со структурой, требованиями к содержанию персонифицированных программ педагогических работников в сфере образования.

Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутрифирменное повышение квалификации через систему методической работы ДОУ.

Срок реализации персонифицированной программы – 3 года.

 

Результаты мониторинга профессиональной деятельности

учителя-дефектолога

 

Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности учителя-дефектолога

Прохоровой Кристины Владимировны

 

Инструкция: для получения данных необходимо проставить оценки от 0 до 3 баллов по каждому из показателей в таблицу.

0 баллов – отсутствие выраженности данного показателя у педагога;

1 балл – слабая выраженность показателя;

2 балла – достаточная выраженность показателя у педагога;

3 балла – оптимальная выраженность данного показателя.

 

Таблица № 1

Признаки

Показатели оценивания

Баллы

Научная подготовленность учителя-логопеда ДОУ

1. Информированность о теоретических основах дошкольной педагогики и методики коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

1. Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования.

2.Владение основными закономерностями и принципами дошкольной педагогики и методики коррекционной работы.

3.Оперирование научной терминологией.

4. Ориентация в отборе содержания дошкольного образования на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий.

5. Понимание логики педагогической науки.

3

2.Информированность о методах коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

1.Понимание сущности методов дошкольной педагогики.

2.Ориентация в многообразии методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

3.Представление о возможности эффективного использования методов в процессе коррекции речевого развития детей.

3

3.Информированность о современных разработках в области теории и методики коррекции нарушений в развитии детей дошкольного возраста

1.Ориентация в истории научных открытий в сфере коррекции нарушений в развитии детей

2.Понимание необходимости использования современных разработок в процессе коррекции интеллектуального, социального развития.

3

Методическая подготовленность учителя-дефектолога

1. Знание содержания коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии

1. Представление о значимости коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии

2. Понимание целей и задач коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития

3. Ориентация в содержании ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования.

4. Определение форм и методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

3

2.Информированность о методах и приемах коррекции нарушений детей дошкольного возраста.

1.Понимание адекватности методов коррекционной работы целям.

2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов коррекции нарушений в развитии детей.

3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп.

4.Ориентация в современных педагогических технологиях в области коррекции развития детей дошкольного возраста.

3

3.Информированность о формах организации дошкольного образования

1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов коррекции развития детей.

2.Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации детей дошкольного возраста.

3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе.

3

4.Информированность о средствах обучения детей дошкольного возраста

1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения.

 

3

2.Понимание роли и функций средств обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3

3.Понимание необходимости формирования различных видов деятельности детей и месте педагога в этом процессе

3

4.Владение приемами планирования и организации образовательной деятельности

3

5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе коррекции развития детей дошкольного возраста

3

6.Владение приемами педагогической техники

3

Психологическая подготовленность

1.Информированность о психологических особенностях детей дошкольного возраста с задержкой психического развития,

основных этапах развития.

1. Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения.

2. Понимание роли диагностики развития детей в построении индивидуальных образовательных маршрутов.

3. Ориентация в диагностических методах оценки развития дошкольников.

3

2.Информированность о психологических закономерностях обучения, развития детей дошкольного возраста, специфики нарушений

1.Понимание закономерностей познания.

2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи.

3.Понимание психологических основ коррекции развития дошкольника в разных возрастных группах.

3

 

Обработка результатов: руководитель методической работы подсчитывает общий балл по каждому из выделенных показателей для оценивания и, используя предложенную ниже формулу, определяет коэффициент по каждому показателю и общий коэффициент профессиональной подготовки.

К – профессиональная подготовленность;

К1 – теоретическая подготовленность;

К2 – методическая подготовленность;

К3 – психологическая подготовленность;

S – сумма баллов.

К1 = S: (12х3); К2 = S: (13х3); К3 = S: (14х3); К = (К1+К2 +К3) : 3

На основании полученных данных определяется уровень профессиональной подготовленности каждого педагога, который может быть определен как:

  • оптимальный уровень – от 1 до 0,8 баллов,

  • достаточный уровень – от 0,79 до 0,6 баллов,

  • критический уровень- до от 0, 59 0,3 баллов,

  • недопустимый уровень – от 0,29 балла и ниже.

Выявлен оптимальный уровень

Оценивание профессиональной компетентности учителя-дефектолога ДОУ

Прохоровой Кристины Владимировны

п/п

 

Компетенции

Показатели (индикаторы) оценивания

1

Получение информации о результатах развития дошкольников на основе результатов педагогической диагностики

1.Анализ психофизических особенностей и динамики развития детей;

2.Анализ необходимости применения инновационной стратегии в коррекции развития детей;

3.Проектирование ожидаемого результата в применении инновационных технологий;

4.Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции развития ребенка;

5.Анализ данных мониторинга, рефлексия образовательной деятельности педагога.

2

Демонстрация учителем-дефектологом знаний дошкольной педагогики и методик; современных инновационных педагогических технологий в области коррекции нарушений развития детей дошкольного возраста

1) Владение основами дошкольной педагогики и методики коррекции и развития, инновационными технологиями в области коррекции развития детей

а) Знание и применение в педагогической деятельности принципов дошкольной педагогики и методики;

б) Использование современных форм организации детей;

в) Использование современных педагогических технологий по коррекции развития детей;

г) Использование нетрадиционных форм дошкольного образования (кружковая, индивидуальная работа с детьми).

 

 

3

Организация времени на педагогическую и инновационную деятельность, использование пространства группы, развивающих пособий для реализации задач коррекционно-развивающей работы с детьми; ТСО и информационных технологий (компьютерных)

1) Решение задач мотивации:

а) привлекает внимание детей перед объяснением нового материала,

б) дает ясные, четкие, полные указания по ходу деятельности,

в) наглядные пособия и материалы находятся в доступном для самостоятельной познавательной детской деятельности месте, открыты для их использования,

г) эффективность детской деятельности стимулируется чередованием заданий, способов, видов деятельности,

д) педагог умело показывает детям значимость результата их деятельности, используя оценивание умений и самостоятельности.

2) Эффективное использование времени на образовательную деятельность:

а) использование проблемных ситуаций в окружающей жизни для повышения познавательной активности детей,

б) осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в ходе образовательного процесса,

в) умение видеть всех детей, держать на контроле их деятельность,

г) использование развивающей предметно – пространственной среды группы в процессе образовательной работы,

д) наполнение развивающей предметно – пространственной среды материалами для активизации речевой деятельности

е) использование ТСО в ходе образовательной работы с детьми,

ж) использование компьютера в образовательной работе с детьми, создание и адаптация развивающих образовательных программ для дошкольников по коррекции речевого развития;

з) внесение музыкального фона в процесс образования (режимные моменты, прием детей, занятия, самостоятельная деятельность детей).

4

Общение, взаимодействие педагога с детьми

1) Удовлетворение детей в эмоциональных контактах:

а) доброжелательное отношение к детям, осуществление тактильного контакта;

б) общение с позиции «глаза в глаза»;

в) обеспечение эмоциональной поддержки и психологической защиты детей;

г) адекватное реагирование на состояние ребенка (физическое и психическое).

2) Удовлетворение потребности детей в деловых контактах:

а) организует совместные игры;

б) терпимо относится к затруднениям детей;

в) дает образцы деятельности, не настаивая на точном их воспроизведении;

г) не навязывает замысел детям, предоставляя им право выбора;

д) отмечает достижения и продвижения каждого ребенка;

е) намеренно создает ситуацию успеха детей, учитывая точку зрения ребенка при обсуждении и планировании деятельности.

3) Удовлетворение потребности детей в информационно-познавательных контактах:

а) поощряет детские вопросы;

б) создает ситуации, вызывающие интеллектуальную активность детей;

в) внимательно относится к детским фантазиям, рассказам, сообщениям;

г) вызывает положительные эмоции в процессе «познавательного общения».

4) Удовлетворение потребностей детей в личностных контактах:

а) педагог относится к детям со вниманием и уважением;

б) откликается на желание детей обсудить их проблемы;

в) устанавливает с детьми доверительные отношения;

г) делится с детьми своими переживаниями, рассказывает детям о событиях своего прошлого;

д) подчеркивает достоинства каждого ребенка;

е) пользуется поощрением, поддержкой чаще, чем порицанием и запрещением;

 

5

Демонстрация педагогом современных методов коррекции развития детей

1) Актуализация образовательной информации (подготовка к восприятию учебной информации):

а) мотивация деятельности;

б) проблемно - поисковые методы в образовательной деятельности;

в) использование экспериментирования и детского проектирования при организации разных видов деятельности;

г) использование схем, моделей для создания устойчивого познавательного интереса детей к речевой деятельности;

д) использование разнообразных проектов по направлениям инновационной деятельности в дошкольном образовании.

2) Предъявление образовательной информации:

а) доступность преподнесения познавательной информации;

б) последовательность изложения материала;

в) использование методов развивающего обучения;

г) использование современных педагогических технологий по коррекции речевого развития детей;

д) сменяемость видов детской деятельности в ходе предъявления образовательной информации;

е) поддержание интереса детей к содержанию информации;

ж) стимулирование самостоятельной познавательной активности.

3) Выявление освоенности содержания образования:

а) оценивание активности детей;

б) анализ уровня освоенности каждым ребенком содержания образования;

в) анализ эффективности применяемых методов и приемов;

г) анализ результативности образовательного мероприятия;

д) установление «обратных связей» (реакция детей);

е) анализ результативности применения инновационных технологий в дошкольном образовании;

 

6

Поддержание положительного микроклимата в коллективе (эмоционально-положительной атмосферы)

1) Передача положительного отношения к детям:

а) посредством зрительного контакта, мимики;

б) посредством голосовых интонаций и модуляций;

в) тактильным контактом;

г) жестами.

2) Стимуляция интереса ребенка к жизни в группе:

а) мотивация всех видов детской деятельности;

б) обыгрывание интересных аспектов каждого вида деятельности;

в) использование юмора, шуток;

г) поддержание положительных нравственных проявлений детей в определенных видах деятельности.

3) Демонстрация тепла и дружелюбия:

а) приятный тон голоса, зрительного контакта;

б) использование имен детей в теплой, дружественной манере;

в) теплота, дружелюбие демонстрируются путем тактильного контакта, проявлением внимания;

г) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора.

4) Помощь детям в выработке позитивной самооценки:

  1. речь педагога свободна от насмешек и сарказма;

б) педагог ведет себя с детьми учтиво, вежливо, уважительно;

в) персонализированное поощрение за выполненную работу, проявленную доброту к другим детям;

г) персонализированная поддержка и одобрение при трудностях.

7

Поддержание организованного поведения

Поддержание включенности ребенка в разные виды деятельности:

а) мотивация разных видов деятельности поддержание интереса;

б) поиск методов активного включения в работу пассивных, замкнутых, робких детей;

в) поощрение проявления речевого творчества и самостоятельности;

г) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения ребенка в деятельность;

д) высказывание личного отношения к проявлению негативного поведения ребенка.


Выявлен оптимальный уровень

Инструкция: для заполнения данной анкеты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению профессиональной компетентности. Для этого оценивается уровень по каждому показателю по 10-ти балльной шкале:

10-9 балловесли показатель присутствует в полной мере в деятельности педагога;

8-7 баллов – если показатель не в полной мере присутствует в деятельности педагога;

6-5 баллов – показатель в меньшей мере присутствует в деятельности педагога;

4-3 балла – показатель отсутствует

За каждый показатель проставляется балльная оценка, затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя.

Если педагог набирает:

90-100% - то уровень его профессиональной компетентности оптимальный;

89-70% - уровень его профессиональной компетентности достаточный;

69-50% - уровень компетентности критический;

менее 50% - уровень недопустимый.

 

Оценивание состояния профессиональной компетентности

как основание построения личностно ориентированного

повышения квалификации

 

Первый уровень профессионально-педагогической квалификации

Имеется определенный освоенный объем личных психолого-педагогических, предметных, частно - методических, управленческих и других знаний. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Круг содержательных разделов и объем освоенных знаний ограничен образовательными программами, использованными при подготовке специалистов. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения.

Профессиональная направленность ярко не выражена. Не наблюдается активное участие в продуктивной деятельности, заметна склонность к выполнению репродуктивных действий. Педагог избегает участия в инновационной деятельности, в выполнении любых видов дополнительных функций.

Педагогическая техника сформирована слабо. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе некоторых педагогических действий.

 

Второй уровень профессионально-педагогической квалификации

Педагог имеет значительный багаж освоенных знаний. Имеется опыт их применения в профессиональной деятельности. Преобладают предметные и частно-методические знания, соответствующие требованиям образовательных программ. Потребности в расширении знаний, совершенствовании их содержательного состава, структуры (размерности) не испытывает. Освоены многие психолого-педагогические закономерности, особенно эмпирические. Нравственные качества содействуют добросовестному осуществлению профессиональных функций. С течением времени профессиональные знания, лежащие в основе компетентности, не всегда адекватны действительности. По собственной инициативе не стремится к изменению размерности личных знаний.

Педагогическая техника характеризуется сформированностью отдельных педагогических умений. Возникают затруднения при осуществлении сложных видов профессиональной деятельности.

 

Третий уровень профессионально-педагогической квалификации

Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.

Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.

Педагогическая техника сформирована недостаточно. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе педагогических действий. Опыт их осуществления накапливается быстро в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.

 

Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации

Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.

Педагогическая техника сформирована хорошо, что касается выполнения привычных функциональных обязанностей. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.

 

Пятый уровень профессионально-педагогической квалификации

Имеется широкий багаж профессионально полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. В случаях изменения условий педагог целенаправленно повышает профессиональную квалификацию. Выражена потребность и способность к повышению образованности, изменению размерности профессионально значимых личностных знаний.

Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и коллегами.

Высоко сформирована педагогическая техника.

Помимо представленного в тексте инструментария оценивания профессиональной компетентности учителя-дефектолога ДОУ могут быть использованы и другие инструменты.

 

Выявлен пятый уровень

 

Итоги мониторинга профессиональной деятельности

 

Направления профессиональной деятельности

Уровень выраженности

рекомендации

Трудовые действия

 

пятый уровень

Обобщение позитивного опыта планирования и корректировки образовательных задач (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

Необходимые умения

 

пятый уровень

Овладение умением выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста с задержкой психического развитиядля решения образовательных и коррекционных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Необходимые знания

 

третий уровень

Изучение современных нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования (ФЗ-273.ФГОС ДО)

Другие характеристики

 

пятый уровень

Повышение уровня культуры общения

 

 

 

График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования

 

 

п/п

Наименование организации

Образовательная программа

сроки

Подтверждающий документ

1

Московская академия профессиональных компетенций. Лицензия №036571

Методика и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

2018

сертификат

72 ак. часа

 

План самообразовательной деятельности учителя-дефектолога

Прохоровой Кристины Владимировны

 

Срок

Проблема/тема

Этап самообразования

Рекомендации

1

2016-2017

Современная образовательная политика в сфере образования

Изучение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»

1.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности образовательной организации.

2. Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности педагогов образовательной организации.

3. Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности законных представителей воспитанников дошкольной образовательной организации.

2

2016-2017

Психолого-педагогические основы ФГОС ДО

Изучение требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования

1.Работа по разработке содержания образовательной области «Познавательное развитие» ООП ДОУ.

3

2017-2018

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

1.Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме. 2.Изучение и подбор различных методик для развития графомоторных навыков.

 

 

1.Выступление с докладом на базе дошкольного отделения.

2.Создание сборника консультаций для родителей.

3.Открытое занятие на неделе педагогического мастерства в дошкольном отделении.

4.Мастер-класс для педагогов дошкольного отделения.

 

4

2018-2019

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

Апробация подобранных методик и использование в работе

1.Создание сборника (тетрадей) по графомоторным навыкам.

2.Выступление на городском мероприятии методического объединения дефектологов.


План-проект карьерного роста учителя-дефектолога

Прохоровой Кристины Владимировны

 

Первый год работы:

  1. 2.Участие в районных, городских, областных методических объединениях учителей - дефектологов.

  2. Создание дидактического обеспечения ООП и рабочей программы учителя-дефектолога.

Второй год работы:

  1. Разработка программного обеспечения инновационной деятельности ОУ (участие в создании инновационной методической продукции).

  2. Руководство одним из инновационных структурных подразделений внутри ОУ (творческой группой, методическим объединением).

  3. Подготовка к публикации позитивного педагогического опыта.

Третий год работы:

  1. Организация исследовательской работы по одному из направлений инновационной деятельности учреждения.

  2. Разработка современных подходов к организации мониторинговых исследований по данному направлению.