Курс по развитию мелкой моторики

(10 занятий)

На примере лексической темы «Осень»

 

Структура занятия:

1. Ритуал (на всех занятиях).

Радость хлопает в ладоши, поднимает тарарам, потому что друг хороший вдруг приходит в гости к нам! Уж не ходишь, а летаешь, если друг к тебе пришел! До чего же (3 раза) ХОРОШО!

2.Пальчиковая гимнастика.

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит.

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, Листья рябины,

Листики тополя, Листья осины,

Листики дуба Мы соберем

Маме осенний Букет отнесем.

Мы капусту режем, режем,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

 

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

 

 

3. Упражнения (на всех занятиях).

-черепашка (выделение 1 пальца – указательного) + роняем брусок

-улитка (выделение 2 пальцев – указательного и среднего)

-ладошка

-ладошки

-кулачок

-ладонь, ребро, кулак (без слов)

-лодочка (без слов)

-солнышко (без слов)

-птички полетели (без слов)

-птички кушают (клюют) (выделение 3 пальцев – щепотка)

-замочек

-дождик

-листопад

Черепашка

Черепашка, черепашка. В панцире живёт. Высунет головку, обратно уберет.

Улитка

Улитка, улитка, высунь рожки! (ладони в кулаках на столе, выставить указательный и средний пальцы)

Дадим лепёшки.

Ладошка

Есть ладошка (показываем), вот дружок

Пальчики раскрыты! Вот!

Мы ладонью гладим маму,

Гладим кошку, можем папу.

И ковер погладим мы

Вот такие молодцы.

Ладошки

Ладошки вверх

Ладошки вниз

Ладошки на бочок

И сжали кулачок

Кулачок

А еще есть кулачок

Удалой наш мужичок

Тук тук тук, тук тук тук.

Открывай скорей, наш друг!

Птички кушают

Кушай, птичка, кушай

Никого не слушай!

Стала клювиком стучать

Как наелась - легла спать.

Замочек

На дверях висит замок. (пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог? (пальцы в замке покрутить)

Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили и открыли (показать открытые ладони).

Дождик

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Все зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Листопад

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Листья желтые кружатся

И на землю все ложатся.

 

4. Работа с различными поверхностями (колючие, гладкие, шершавые, мягкие, твердые, холодные, теплые, пушистые) и валиками.

5. Ритмическая минутка (таблица).

6. Работа с предметами (таблица).

7. Продуктивная деятельность (таблица).

 

занятия, тема

Ритмическая минутка

Предметы

Продуктивная деятельность

1. Осень наступила

«Наступила осень»

Движения в соответствии со словами песни

Рвем бумагу (салфетки и А4), дуем, мнем.

Картинки осени (признаки),

песок (изображаем признаки осени) + прячем камни (капаем картошку)

Пальчиковые краски (ствол и ветки – отпечаток ладони, листья – отпечатки пальцев (к, ж, з)

2. Листопад

«Золотой листопад»

Движения в соответствии со словами песни

Рвем бумагу (салфетки и А4), дуем, мнем.

Признаки осени (картинки), мозаика - листопад (к, ж, з) - сотовая

Деревянные вкладыши.

Пластилин (катаем колбаски – ствол и ветки, отщипываем – листья (ж, з, к), файл с изображением деревьев, цветной картон (черный, желтый – ночь, день)

3. Деревья, листья

«Золотая пора»

Движения в соответствии со словами песни

Рвем бумагу (салфетки и А4), дуем, мнем.

Картинки деревьев березы, клена, дуба, рябины и их листьев.

Счет палочки (выложи по контуру – дом, дерево, дорога)

Гуашь. Раскрась листья (березы, клена, рябины)

Отпечатки различных листьев (наносим гуашь на лист дерева и делаем отпечатки, дорисовываем стволы и ветки)

4. Дождик

«Дождик кап, кап, кап по дорожке»

Движения в соответствии со словами песни

Счетный материал (треугольники – дождик) + тучки из картона

Мозаика мелкая (закономерность – чередование цветов)

Восковые мелки и акварель. Раскрасить восковыми мелками человека под зонтом и дождь. Покрыть весь лист гуашью.

5. Дикие животные

«Заинька попляши»

Движения в соответствии со словами песни

Аудиосказка «Колобок»

Пазлы «Дикие животные».

Какое животное (волк, какой?)

Что дикие животные делают осенью?

Перчаточные куклы.

Дорожка для животных (конструктор – соединяем сверху)

Ножницы. Вырежи дорожку и колобка. Приклей зайца, волка, медведя и лису (готовые) и колобка на дорожку

6. Ежик

«Осень в лесу»

Движения в соответствии со словами песни

Масса + счет палочки (ежик)

Прищепки «Сделай ежику колючки»

Ежик обводка (фломастеры) + отпечатки колючек (одноразовая вилка и пальчиковые краски)

7. Овощи

Аудиосказка «Репка»

«Урожайная» (найти в комнате овощи)

 

Игрушки (овощи) рассматриваем. Говорим, какой овощ (цвет, форма, величина, вкус, где растут овощи).

Разложи по цвету.

Пластилинография «Репка» (раскрась репку желтым пластилином)

8. Фрукты

Подвижная музыка (найти в комнате фрукты)

Игрушки (фрукты) рассматриваем. Говорим особенности (цвет, форма, величина, вкус, где растут фрукты)

Выложи на фланелеграфе из шнурка фрукт (яблоко…)

Салфетки, клей, нарисованный на листе фрукт (катаем из салфеток шарики и приклеиваем).

Второй фрукт – обрывная аппликация

9. Грибы

«Грибы»

Движения в соответствии со словами песни

Картинки грибов (съедобных и несъедобных)

Песочница, счетный материал – грибы -

«В лес по грибы»

Отдели пуговицы от фасоли.

Штриховки (разные направления линий) «грибы» (фломастеры) + раскрась цветными карандашами

10. Перелетные птицы

Классическая музыка. Музыка из фильма «Хатико». Моцарт. Времена года.

Летаем, как птички

Покормим птиц (разложи корм – мозаику по цвету по тарелочкам)

Массы, катаем толстыми фломастерами, делаем отпечатки (штампы) различными предметами, вырезаем формочками

Гармошка из бумаги (крылья) + готовая вырезанная из картона птица с отверстием для крыльев