Курс по развитию мелкой моторики
(10 занятий)
На примере лексической темы «Осень»
Структура занятия:
1. Ритуал (на всех занятиях).
Радость хлопает в ладоши, поднимает тарарам, потому что друг хороший вдруг приходит в гости к нам! Уж не ходишь, а летаешь, если друг к тебе пришел! До чего же (3 раза) ХОРОШО!
2.Пальчиковая гимнастика.
Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек, Мне по пальчикам бежит. И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
|
Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба Мы соберем Маме осенний Букет отнесем. |
Мы капусту режем, режем, Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем.
|
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. |
Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик сел и съел, Оттого и потолстел.
|
3. Упражнения (на всех занятиях).
-черепашка (выделение 1 пальца – указательного) + роняем брусок
-улитка (выделение 2 пальцев – указательного и среднего)
-ладошка
-ладошки
-кулачок
-ладонь, ребро, кулак (без слов)
-лодочка (без слов)
-солнышко (без слов)
-птички полетели (без слов)
-птички кушают (клюют) (выделение 3 пальцев – щепотка)
-замочек
-дождик
-листопад
Черепашка Черепашка, черепашка. В панцире живёт. Высунет головку, обратно уберет. Улитка Улитка, улитка, высунь рожки! (ладони в кулаках на столе, выставить указательный и средний пальцы) Дадим лепёшки. Ладошка Есть ладошка (показываем), вот дружок Пальчики раскрыты! Вот! Мы ладонью гладим маму, Гладим кошку, можем папу. И ковер погладим мы Вот такие молодцы. Ладошки Ладошки вверх Ладошки вниз Ладошки на бочок И сжали кулачок Кулачок А еще есть кулачок Удалой наш мужичок Тук тук тук, тук тук тук. Открывай скорей, наш друг! |
Птички кушают Кушай, птичка, кушай Никого не слушай! Стала клювиком стучать Как наелась - легла спать. Замочек На дверях висит замок. (пальцы в замок) Кто его открыть бы смог? (пальцы в замке покрутить) Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили и открыли (показать открытые ладони). Дождик Капля раз, капля два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Все зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. Листопад Листопад, листопад, Листья желтые летят, Листья желтые кружатся И на землю все ложатся. |
4. Работа с различными поверхностями (колючие, гладкие, шершавые, мягкие, твердые, холодные, теплые, пушистые) и валиками.
5. Ритмическая минутка (таблица).
6. Работа с предметами (таблица).
7. Продуктивная деятельность (таблица).
№ занятия, тема |
Ритмическая минутка |
Предметы |
Продуктивная деятельность |
1. Осень наступила |
«Наступила осень» Движения в соответствии со словами песни |
Рвем бумагу (салфетки и А4), дуем, мнем. Картинки осени (признаки), песок (изображаем признаки осени) + прячем камни (капаем картошку) |
Пальчиковые краски (ствол и ветки – отпечаток ладони, листья – отпечатки пальцев (к, ж, з) |
2. Листопад |
«Золотой листопад» Движения в соответствии со словами песни |
Рвем бумагу (салфетки и А4), дуем, мнем. Признаки осени (картинки), мозаика - листопад (к, ж, з) - сотовая Деревянные вкладыши. |
Пластилин (катаем колбаски – ствол и ветки, отщипываем – листья (ж, з, к), файл с изображением деревьев, цветной картон (черный, желтый – ночь, день) |
3. Деревья, листья |
«Золотая пора» Движения в соответствии со словами песни |
Рвем бумагу (салфетки и А4), дуем, мнем. Картинки деревьев березы, клена, дуба, рябины и их листьев. Счет палочки (выложи по контуру – дом, дерево, дорога) |
Гуашь. Раскрась листья (березы, клена, рябины) Отпечатки различных листьев (наносим гуашь на лист дерева и делаем отпечатки, дорисовываем стволы и ветки) |
4. Дождик |
«Дождик кап, кап, кап по дорожке» Движения в соответствии со словами песни |
Счетный материал (треугольники – дождик) + тучки из картона Мозаика мелкая (закономерность – чередование цветов) |
Восковые мелки и акварель. Раскрасить восковыми мелками человека под зонтом и дождь. Покрыть весь лист гуашью. |
5. Дикие животные |
«Заинька попляши» Движения в соответствии со словами песни Аудиосказка «Колобок» |
Пазлы «Дикие животные». Какое животное (волк, какой?) Что дикие животные делают осенью? Перчаточные куклы. Дорожка для животных (конструктор – соединяем сверху) |
Ножницы. Вырежи дорожку и колобка. Приклей зайца, волка, медведя и лису (готовые) и колобка на дорожку |
6. Ежик |
«Осень в лесу» Движения в соответствии со словами песни |
Масса + счет палочки (ежик) Прищепки «Сделай ежику колючки» |
Ежик обводка (фломастеры) + отпечатки колючек (одноразовая вилка и пальчиковые краски) |
7. Овощи |
Аудиосказка «Репка» «Урожайная» (найти в комнате овощи)
|
Игрушки (овощи) рассматриваем. Говорим, какой овощ (цвет, форма, величина, вкус, где растут овощи). Разложи по цвету. |
Пластилинография «Репка» (раскрась репку желтым пластилином) |
8. Фрукты |
Подвижная музыка (найти в комнате фрукты) |
Игрушки (фрукты) рассматриваем. Говорим особенности (цвет, форма, величина, вкус, где растут фрукты) Выложи на фланелеграфе из шнурка фрукт (яблоко…) |
Салфетки, клей, нарисованный на листе фрукт (катаем из салфеток шарики и приклеиваем). Второй фрукт – обрывная аппликация |
9. Грибы |
«Грибы» Движения в соответствии со словами песни |
Картинки грибов (съедобных и несъедобных) Песочница, счетный материал – грибы - «В лес по грибы» Отдели пуговицы от фасоли. |
Штриховки (разные направления линий) «грибы» (фломастеры) + раскрась цветными карандашами |
10. Перелетные птицы |
Классическая музыка. Музыка из фильма «Хатико». Моцарт. Времена года. Летаем, как птички |
Покормим птиц (разложи корм – мозаику по цвету по тарелочкам) Массы, катаем толстыми фломастерами, делаем отпечатки (штампы) различными предметами, вырезаем формочками |
Гармошка из бумаги (крылья) + готовая вырезанная из картона птица с отверстием для крыльев |