Портфолио
ПОРТФОЛИО
Прохоровой Кристины Владимировны
Учителя-дефектолога дошкольного отделения
МОУ «СОШ № 13»
Копейского городского округа Челябинской области
Моё педагогическое кредо
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка – допускает лишь своих.
От толерантности к эмпатии, от милосердия к педагогике, от коррекции к коммуникации, от традиции к инновации – таким стало моё педагогическое кредо сегодня. А вечный гимн моей профессии и всем людям, которые помогли мне состояться в ней, будет звучать в душе до тех пор, пока бьётся сердце.
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога. Если бы была преподавателем, начинала бы введение в профессию следующими словами: «Врач работает с болезнью, священник - с грехами, педагог - с идеалами, психолог - с иллюзиями… Знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии?» Вот такие качества вывела я для себя, со временем, в неотъемлемые составляющие педагогического кредо настоящего дефектолога.
Не представляю себя сейчас вне своего дела, не перестаю радоваться и удивляться тому, что в своё время выбрала себе такую гуманную всегда и особо актуальную ныне профессию.
Выбирала ли по наитию, сердцем, или просто вслепую - не знаю. Уже позже меня учили пониманию того, кем я становлюсь. Жизнь удивительна и исполнена знаковых совпадений. Я всё больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь.
Можно утверждать, что в настоящее время учитель-дефектолог не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества идут в разрез с тем академическим образованием, которое даёт школа. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и, учитель - дефектолог, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор
воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего
труда. А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знаниевая компетентность. Я считаю, что у профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. На мой взгляд, одним из главных качеств учителя - дефектолога является готовность помочь.
Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Образовательная деятельность становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика педагога показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Сейчас я уже научилась абстрагироваться от собственных проблем и начинать образовательную деятельность с улыбкой. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.
Конечно, нельзя сказать, что моя педагогическая деятельность протекает гладко, как и, наверняка, у любого педагога. Возникают различные проблемы и вопросы, на которые не всегда можно получить чёткий ответ. Я думаю, что слова Станиславского Константина Сергеевича: «Трудное сделайте привычным, привычное - лёгким, лёгкое – приятным» наиболее точно отражают мой взгляд на профессию «учитель - дефектолог».
Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучною.
Приоритетом педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Учитель – дефектолог должен активно искать новые формы и методы в работе с родителями, так как невозможно выбрать какую-то систему раз и навсегда, ведь особенность педагогики в постоянном движении, развитии и изменении. Заканчивая это размышление, я хочу напомнить слова Л. Толстого: «Не тот педагог, кто получает воспитание и образование педагога, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Обо мне
Родилась 17 февраля 1989г
В 2011 году закончила Челябинский Государственный Педагогический Университет, факультет коррекционной педагогики, кафедра Специальная дошкольная педагогика и психология, очное отделение (квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, специальный психолог) с отличием.
2016г.- принята в дошкольное отделение МОУ «СОШ № 13» города Копейска, челябинской области, в качестве учителя-дефектолога, где и работаю в настоящее время.
Общий стаж -6,5 лет, в том числе педагогический- 5,5лет
Повышение квалификации: Методика и технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО 78 ак.ч

Мои профессиональные
дефектологические навыки и умения
Умею и могу:
- установить контакт, организовать общение и другие формы взаимодействия с детьми любого возраста (в т.ч. имею опыт работы с ЗПР, F-70);
- обследовать состояние психических функции (восприятие, речь, память, мышление, эмоционально-волевую сферу) ребенка, определить структуру и степень выраженности имеющегося у ребенка дефекта;
- обследовать уровень интеллектуального развития дошкольника;
- работать в рамках мониторинга образовательного процесса;
- комплектовать, с учетом имеющегося дефекта, подгруппы детей, организовывать индивидуальные и групповые занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- организовать педагогическое взаимодействие с воспитателями и специалистами в плане коррекции имеющихся у детей дефектов (консультативная помощь, взаимообучение);
- оказать консультативную помощь родителям детей, имеющих проблемы в развитии;
- работать с детьми с расстройствами аутистического спектра, используя принципы прикладного анализа поведения.
Принципы работы
1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников. В коррекционной работе выделяю приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп дошкольников для проведения образовательной деятельности.
3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.
4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу и родителям.
5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.
6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.
Направления работы
Диагностическое направление |
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами ДОУ. Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения и воспитания дошкольника, определение оптимального пути развития. Мониторинг педагога может решать разные задачи. В связи с этим выделяются: Первичная диагностика вновь поступивших дошкольников. По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, определение для них особенностей индивидуальные или групповые занятия. Динамическое изучение дошкольников. Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие познавательной деятельности детей, посещающих ДОУ |
Коррекционное направление |
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную, психологическую деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы. |
Аналитическое направление |
Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов. |
Консультативно-просветительское и профилактическое направление |
Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, педагогам ДОУ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. |
Организационно-методическое направление |
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации, при необходимости организацию обследования дошкольников на ПМПК города. |
Информационно-компьютерные технологии
в моей работе
«Презентация» – переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В своей работе мультимедийные презентации применяю на непосредственно образовательной деятельности. Однако, они доступны и для других специалистов ДОУ (воспитатели, логопед). Прежде всего, речь идет об использовании медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций, которые дают возможность оптимизировать психолого-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Мультимедийные презентации, применяемые мною, создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Медиазанятия проводятся с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.
Мои друзья – помощники
Сайт президента РФ
http://news.kremlin.ru/
Сайт Министерство образования и науки РФ
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://fcior.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru/default.asp
Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
Дефектолог проф
Дошкольник РФ
http://doshkolnik.ru/defectologiya.html
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Педагогическая библиотека
Логопедический сайт "Болтунишка"
Книжный интернет-магазин "Лабиринт"
http://www.labirint-shop.ru/?p=4539
Детский портал "Солнышко"
Нормативно – правовая база
Федеральные:
1.Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 "О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы" 2.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 3.Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения" 4.Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» 5.Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях" 6. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6 "Об организации работы с обучающими , имеющими сложный дефект" 7.Письмо Минобразования РФот 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития" 8.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95(ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) 9.Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015)"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 11.Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 "О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий" 12.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)"Об образовании в Российской Федерации" 13.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015)"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 14. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-535/07"О коррекционном и инклюзивном образовании детей" 15. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242) 16.Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам" 17.Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 18.Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" 19.Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность" 20.Письмо Минобрнауки России РФ Едеральная служба по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 г. №01-50-174/07-1968 "О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья" 21.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 22.Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н (ред. от 27.01.2016) "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" 23.Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" 24.Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" 25.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" 26.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" 27.Письмо Минобр РФ от 09.04.14 № НТ-392/07 "Об итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ" 28.«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271 29. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 N 1015(ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 30.Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ" 31.Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400(ред. от 15.05.2014) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" 32. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 33.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" 34. Письмо Минобр РФ от 13.01.2016 года №ВК-15/07 "О направлении методических рекомендаций раннего выявления отклонений" 35. Письмо Министерства образования РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ» 36. Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.03.2016 №07-871 "О психологической службе образования в Российской Федерации" 37. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 38. Приказ Минобрнауки России РФ от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 39. Приказ Минобрнауки России РФ от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 40. Приказ Минобрнауки России РФ от 18.05.2015 года № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства и науки РФ от 06.10.2009 № 373» 41. Приказ Минобрнауки России РФ от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства и науки РФ от 17.12.2010 № 1897» 42. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 43. Предложения и рекомендации по внедрению специальных федеральных образовательных стандартов. 44. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 |
Международные:
1.Всемирная декларация об образовании для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990)
2.Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
3.Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948)
4.Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
5.Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
6.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
7.Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)
8.Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)
9.Саламанкская декларация (Саламанка, Испания, 1994)
10.Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)
Региональные: 1.Закон Челябинской области от 27.09.2007 года №201-зо "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов" 2.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28 марта 2013 года №03/961 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области" 3.Постановление Губернатора Челябинской области от 27 сентября 2007 г. №309 "О воспитании и обучении детей-инвалидов" 4.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.09.2013 года №01/3158 "Об утверждении концепции научно методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Челябинской области на период 2013-2015 гг." 5.Постановление правительства Челябинской области от 18 марта 2015 г. №89-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013г. №334-п" 6.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.07.2014 №03-02/5561 "Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК" 7.Постановлениеи Правительства Челябинской области от 19.11.2014г. №599-п "Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений в областной государственной или муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, а так же организации обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов по основным общеобразовательным программ на дому или в медицинских организациях" 8. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.01.2015 г. № 03-02/358 " О рекомендациях для принятия решений о выдаче коллегиальных заключений психолого-медико-педагогических комиссий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим образовательные программы основного общего и среднего общего образования" 9.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.03.2015 №03-02/1957 "Регламент координации приема детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов между центральной и территориальной ПМПК Челябинской области" 10.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18.08.2015 №03-02/7052 "График работы ЦПМПК в 2015-2016 учебном году" 11.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2016 № 03-02/7732 "О направлении рекомендаций по вопросам реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях" 12. Решение коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 15.09.2015 г. №2/3 "О результатах апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2014-2015 учебном году на базе образовательных организаций города Челябинска" 13. Закон Челябинской области от 17.12.2001 года № 54-ЗО "Об охране и защите прав детей Челябинской области" 14. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области" 15. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.03.2014 №02/1606 "О размерах компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому" 16. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ с учетом особенностей развития детей с ОВЗ" 17. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 года № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях Челябинской области» 18. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20.05.2015 года № 01/1424 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций обеспечивающих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2015-2016 году» 19. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.08.2015 года № 01/2417 «О поэтапном введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 20. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.10.2015 года № 01/3336 «Об утверждении дополнительного перечня общеобразовательных организаций обеспечивающих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2015-2016 году» 21. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.09.2013 года № 01/3158 «Об утверждении концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Челябинской области на период 2013-2015 гг. |
Муниципальные: 1. Постановление администрации Копейского городского округа от 04.03.2016 №492-п "Об утверждении Порядка компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программ на дому" 2.Приказ управления образования администрации Копейского городского округа от 20.11.2015года № 188 "О создании комиссии по рассмотрению документов на предоставление компенсации затрат родителей (законных представителей) детей–инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому" 3.Приказ управления образования администрации Копейского городского округа от 19.09.2013 года № 357/4 "Об утверждении «Положения о ПМПк образовательной организации" 4.Приказ управления образования администрации Копейского городского округа от 31.08.2015 года №135/10 "Об утверждении Положения о порядке компенсации затрат родителей (законных представителей) детей – инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому" 5.Приказ управления образования администрации Копейского городского округа от 16.09.2015 г. №146 " Об утверждении «Положения о группах компенсирующей направленности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (имеющие тяжёлые нарушения речи)» 6. Приказ управления образования администрации Копейского городского округа от 12.02.2016 года №24 «О поэтапном введении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на территории Копейского городского округа
Локальные:
|
Современные технологии в моей работе
В коррекционно-развивающем процессе использую современные технологии и методики. В работе использую многие программы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями:
-
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005
-
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. . —— М.: Школьная Пресса, 2003,
-
Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. - 2005.
-
Методика Марии Монтессори.
-
Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001
-
Л. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей. – М., 2003
-
Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. "Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH"
-
Юлия Эрц "Методы обучения и коррекции поведения в АВА программе для детей с аутизмом"
-
Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., и др. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. – М. 2012
Сохраняя опыт педагогов новаторов, применяю в работе современные технологии. Для этого были освоены компьютерные программы по созданию презентаций. Применяю на практике метод мнемотехники. Метод мнемотехники - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Метод мнемотехники позволяет улучшить: память, воображение, мышление, речь, мелкую моторику детей, формировать навык общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с учителя-дефектолога с родителями
Как показывает практика тесное взаимодействие специалиста и семьи необходимое условие для полноценного развития дошкольников.
Поиски эффективных путей коррекции отклонений в развитии подвели к необходимости создания системы взаимоотношений педагога и родителей, которая включает в себя:
-
индивидуальное консультирование родителей коррекционно - развивающего обучения (на протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития психических процессов ребёнка, познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы);
-
групповые формы работы с родителями
-
дни открытых дверей (это просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. Если вначале года занятия проводятся с целью показать приёмы работы по развитию речи, ФЭМП, обучению грамоте, то в конце года родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Просмотр открытых занятий с детьми способствуют формированию у родителей адекватной оценки развития их детей)
-
анкетирование
-
тематические консультации («Учим детей читать», «В игры играем – речь развиваем», «учимся решать задачи», «Играем и память развиваем», «Мелкая моторика – это интересно», «Воспитание самостоятельности», «Развивающие игрушки, сделанные своими руками» и др.)
-
групповые родительские собрания («Основные направления воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год», «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!», «Как повзрослели и чему научились наши дети»)
-
оформление родительских уголков (ежемесячно в родительский уголок выставляется консультация, посвященная одной из проблем интеллектуального развития ребёнка: артикуляции звуков, развитию мелкой моторики, связной речи, обучению грамоте, математических представлений и пр.)
Работа со специалистами
В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.
Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Организация работы специалистов в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
В первую половину дня проводятся занятия как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.
Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.
Воспитатели проводят занятия по изодеятельности, лепке, аппликации, конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Копилка дидактических игр
Игры для развития речи:
-
http://www.iulyaplatonowa.narod.ru/kartoteka_igr/didakticheskie_igri_po_razvitiyu_rechi/
-
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bc78b4d53b88521316c27_0.html
-
http://www.r-rech.ru/
Игры для формирования элементарных математических представлений:
-
http://kursovikna5.ru/2270_igry_po_matematike_v_detskom_sadu/index.html
-
http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/didakticheskie-igry-po-matematike-1
-
http://www.grigoryandreev.com/ru/kartinki-skachat-matematika-detski-sad
-
shkola7gnomov.ru/shop/vse_tovary/knigi/knigi_dlya_detskih_sadov/avtorskie_programmy/matematika_v_detskom_sadu__novikova_vp
-
http://detsadik.my1.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/matematika/7
-
http://mapakids.net/book/obuch-razvit/1554-matematika-v-detskom-sadu-5-6-let.html
Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:
-
http://detsad-kitty.ru/metod/6479-igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluxa.html
-
http://bebi.ucoz.ru/publ/32-1-0-162
-
http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-razvivayuschie-fonematicheskii-sluh.html
-
http://www.maaam.ru/obrazovanie/logopedicheskie-igry/page3.html
-
http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/1319-konsultatsiya-dlya-roditelej-igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
-
http://www.ds2422.ru/publ/zadanija_logopeda_8_gruppy/igry_dlja_razvitija_fonematicheskogo_slukha/21-1-0-115
-
http://logoped.dou905.edusite.ru/p10aa1.html
Пальчиковые игры:
-
http://maminsite.ru/early.files/early8.html
-
http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm
-
http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html
-
http://www.razumniki.ru/palgames.html
-
http://www.solnushki.ru/fingerplay
-
http://www.zhirafik.ru/palchikovye-igry
Программы
(помогающие в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, адреса для скачивания):
-
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005 - http://www.twirpx.com/file/94404/
-
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003 - http://www.twirpx.com/file/265013/
-
Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. - 2005. - http://www.twirpx.com/file/258624/
-
Методика Марии Монтессори. - http://www.razumniki.ru/montessori.html
-
Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001 - http://www.twirpx.com/file/423133/
-
Л. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей. – М., 2003 - http://www.twirpx.com/file/128859/
-
Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. "Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH" - http://www.twirpx.com/about/search
-
Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы - М., 2004. -http://www.twirpx.com/about/search
Конференции, семинары, доклады, выступления,
мастер-классы, публикации
Периодически посещаю различные конференции и семинары по дефектологии, как очное посещение, так и онлайн – мероприятия, например, «Курс обучения методу АВА для работы с детьми с аутизмом», «Аутизм. Современные подходы к диагностике и коррекционной работе», «Формирование учебного контроля: установление руководящего контроля в работе с детьми, имеющими поведенческие трудности», Большой уральский форум «Педагоги России: Инновации в образовании», провожу доклады и мастер-классы на I Региональном форуме учителей-дефектологов, учителей-логопедов Челябинской области на тему: «Аутизм. Современные методы диагностики и коррекции», «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с РАС с использованием авторского пособия», публикация статьи «Курс по развитию мелкой моторики. На примере лексической темы «Осень» во Всероссийском сетевом педагогическом журнале «Современный урок».